Место Benelli в итальянской мотоциклетной культуре удивительным образом совпадает с тем, что представляет собой в мире четырех колес Maserati. Обе компании основаны семьями с большим числом отпрысков мужского пола, обе выигрывали Гран-при и чемпионаты мира, но в то же время обе играли вторую скрипку: в глазах публики их оттесняли на задний план такие аристократы, как MV Agusta и Ferrari. А ирония судьбы в том, что обе марки оказались в руках итало-аргентинского предпринимателя Алессандро Де Томазо. Его попытки выдоить фирмы досуха привели лишь к их упадку. Но сейчас, после тридцати лет прозябания, обе компании возрождаются в составе огромных концернов. Maserati вместе с Ferrari и Alfa Romeo вошла в империю Fiat, Benelli оказалась в объятиях
Кит
Кит - (от англ. Kit) набор для тюнинга отдельных узлов мотоцикла.
китайского конгломерата Qianjiang.
Компания внесла значительный вклад в развитие конструкции мотоцикла: это первый серийный аппарат с приводом верхнего распредвала шестернями; первый итальянский дорожный мотоцикл с маятниковой задней подвеской; первый 4-цилиндровый 250-кубовый гоночный байк; первый 6-цилиндровый дорожный мотоцикл; первый 4-цилиндровый 250-кубовый дорожный мотоцикл. Начало Benelli сложилось более чем скромным. Тереза Бенелли основала ее в 1911 году в Пезаро просто для того, чтобы дать постоянную работу своим шести мальчикам – им в ту пору было от 9 до 22 лет. Поначалу в маленькой мастерской занимались ремонтом велосипедов и автомобилей, в 1916 году ее разрушило землетрясение. Отстроившись заново, братья наладили выпуск подвесного 75-кубового моторчика для велосипедов, а в 1921 году представили комплектный мотоцикл с 98-кубовым 2-тактным двигателем. Так что Benelli – старейшая из ныне существующих итальянских мотоциклетных марок.
Чтобы разрекламировать свою продукцию, братья занялись гонками, тем более что у младшего, Тонино, к этому делу прорезался несомненный талант. В 1927 году дебютировал первый 4-тактный мотоцикл Benelli – 175-кубовый, с верхним распредвалом, приводимым шестернями. Эта машина, а также ее 250-кубовые и 500-кубовые варианты вывели Benelli в первую пятерку итальянских мотопроизводителей, а Тонино Бенелли и его товарищ по команде Дорино Серафини выиграли множество Гран-при. В 1938 году мотоциклы Benelli заняли три первых места на Гран-при Италии в классе 250 смз, через год англичанин Тед Меллорз в этой же кубатуре победил на трассе легендарного Tourist Trophy.
Во время Второй мировой войны завод Benelli подвергся бомбежке, но благодаря энтузиазму братьев уже в 1947 году было возобновлено производство вначале 125-кубовой 2-тактной машины, а позднее 4-тактных моделей рабочим объемом 175 и 250 смз. Успеху способствовала и победа Дарио Амброзини в чемпионате мира 1950 года: на модифицированном варианте довоенного аппарата он выиграл все Гран-при, кроме одного. Увы, через год Амброзини погиб во время тренировки, и компания прекратила участие в гонках. Вернулась на трассу лишь в 60-е годы – с 4-цилиндровым 250-кубовым мотоциклом. В прямой борьбе с Honda, Yamaha и Suzuki Тарквиньо Провини и Ренцо Пазолини выиграли немало Гран-при, а в 1969-м году австралиец Кел Каррутерз вновь принес марке титул чемпиона мира.
Алессандро Де Томазо купил компанию в 1971 году. В 70-е и 80-е годы компания выпускала в основном мопеды, скутеры и легкие 2-тактные мотоциклы. Но, в качестве розочки на торте – и многоцилиндровые 4-тактные аппараты, «вожаком» же модельной гаммы стал импозантный Sei, первый в мире 6-цилиндровый дорожник. Он появился в 1972 году в 750-кубовом формате, а в 80-е родилась и 900-кубовая версия. Компанию ему составили 4-цилиндровые модели с объемами цилиндров 650, 500 и даже 250 смз.
К сожалению, Де Томазо плохо представлял себе специфику мотоциклетного рынка, что и привело к упадку компании. В 1989 году ее купил местный промышленник Джанкарло Сельчи, тот, что по иронии судьбы начинал свою трудовую деятельность подметальщиком полов в цехах Benelli. Для Сельчи мотоциклы не представляли интереса, и он переспециализировал завод на производство деревообрабатывающих станков. Лишь в углу одного из корпусов горстка рабочих собирала 50-кубовые машинки – их присутствие в производственной программе обеспечивало налоговые льготы, и потом, надо было сохранить марку, чтобы осталась возможность перепродать.
Что и произошло: в 1997 году Андреа Мерлони, сын владельца промышленной империи по производству бытовой техники (Ariston/Indesit), выкупил бренд Benelli. Два года компания выпускала скутеры, а в 1999 году дебютировал и полноценный мотоцикл – 3-цилиндровый спортбайк Tornado 900. Его серийный выпуск все откладывался, а когда в 2002 году первые мотоциклы пришли к покупателям, техника страдала множеством «болезней». Их пытались «излечить», вскоре появилась другая модель –
Нейкед
Нейкед - (англ. naked - голый) - спортивный мотоцикл, со снятым обтекателем.
нейкед-байк TnT 1130, однако дела шли на спад, и в июне 2005 года производство мотоциклов свернули.
Но буквально через несколько месяцев произошло событие, важность которого невозможно переоценить: компания перешла к концерну Qianjiang. Чтобы было понятно, что это за компания: она обладатель почетного в КНР звания «Экспортер года» (2003 г.) и официальный спонсор Олимпиады 2008 года в Пекине. Производству мототехники здесь дали старт только в 1985 году, но уже сейчас этот промышленный гигант ежегодно выпускает, напомню, чуть не полтора миллиона мотоциклов и скутеров – умопомрачительные мощности, а еще два миллиона двигателей. Пятую часть своей продукции Qianjiang экспортирует под маркой Keeway (в Россию – еще и под маркой Stels), в основном в США, Южную Америку и Европу. Из 9000 работников концерна 2000 – инженеры. Войти в состав столь развитой компании не то что не зазорно – это и честь, и перспектива. Что, собственно, подтверждает история возрождения Benelli.