Конек компании Ducati - серийные мотоциклы, изначально приспособленные для участия в шоссейно-кольцевых гонках.
Компания Ducati была основана братьями Андриано и Марчелло Дукати в 1926 году в г. Болонья, и занималась производством радиотехники. Дело пошло в гору, ведь в то время в Италии наблюдался спрос на рупоры, громкоговорители, кроме того, у компании получилось получить несколько военных заказов.
Но в послевоенное время, в конце 40-х годов, наступил спад производства, - текущая продукция очень плохо расходилась. Компании пришлось отдать себя в руки государства, вследствие чего было решено переквалифицировать производство под выпуск мототехники, т.к. стране были нужны дешевые средства передвижения.
После переустройства, Ducati занялась производством моторов инженера Aldo Farinelli, который стоял во главе компании Siata, выпускавшей наборы для форсирования автомобилей Fiat, а в послевоенное время - небольшие веломоторы. После этого, выпуск моторов перешел под крыло компании Ducati, а сам Aldo Farinelli продолжил заниматься своим любимым делом - конструированием и тюнингом спорт-каров.
Это было вторым рождением компании Ducati: бизнес начал процветать и продукция пользовалась спросом. Кроме Ducati, в Италии были и другие производители веломобилей, но 50-кубовый Cucciolo ("щенок", названный так из-за характерного звучания), производимый Дукати выделялся на фоне других отличной тягой на низких оборотах, что было очень кстати из-за наличия в Италии множества горных дорог. Ducati к 1950 году удалось завоевать половину внутреннего рынка мотовелосипедов, что составило 200 тысяч проданных Cucciolo.
Послевоенная Италия начала пересаживаться на мотоциклы и мотороллеры легкого типа. Ducati, заметив эту тенденцию, решила воспользоваться существующим спросом и в 1952 году выпустила модель Cruiser, имеющую горизонтальный одноцилиндровым верхнеклапанный двигателем объемом 175 см.куб. и мощностью 8 л.с. Мотоцикл имел электростартер и автоматическую коробку передач(!), но именно это и погубило Cruiser, ведь итальянцы не смогли оценить ее по достоинству. Однако, на другом - малокубатурном фронте выло все в порядке: был запущен в производство 55-кубовый 3-скоростной Cucciolo, а за ним 98-кубовый Cruiser, которые были мотоциклами в полном смысле этого слова, ведь они обладали телескопической вилкой, хребтовой рамой и задним маятником. Через некоторое время дебютировала версия 98 Sport, которая выдавала 6.5 л.с и разгонялась до 95 км/ч. Модельный ряд Ducati удачно совпадал со спросом итальянцев и хорошо расходился.
К 1954 г в компанию на должность главного конструктора пришел молодой инженер Фабио Тальони (Fabio Taglioni), который помог Ducati стать известной и успевающей компанией. Его первым проектом был Ducati 100 Gran Sport с двигателем 98 см.куб., который полюбился гонщикам и определил направление производства Ducati лет на 15. Его стремлением было нарастить мощность мотора путем наращивания оборотов, и Fabio позместил распределительный вал в головке цилиндра. Благодаря некоторым другим ухищрениям, новый двигатель обладал мощностью 9л.с. при 9 000 об/мин, а мотоцикл весом 80кг на его основе развивал скорость до 130 км/ч. Эта модель подарила спортивной команде Ducati победы на чемпионатах Gran Sport в категории 100 куб.см.
Следующим шагом Fabio Taglioni было изобретение десмодромного привода с механизмом принудительного открывания и закрывания клапанов. Он работал над этой конструкцией весну-лето 1956 года, и заводской гонщик Джанни Дельи Антони (Gianni Degli Antoni) смог победить в июльской гонке на Гран При Швеции. Первая модель с десмодромным одноцилиндровым 125-кубовым мотором появилась у Ducati в 1958 году. К мотосезону следующего года был готов уже вариант с двумя цилиндрами.
Однако, управление компании больше уделяло внимание "народному" сектору недорогим мотоциклам средней кубатуры. В конце 50-х, Ducati производила мотоциклы с двигателями 175 и 200 куб.см. Следом вышла машина нового поколения Ducati 250, (18л.с., 4такта, верхний распредвал). Двигатель вызывал интерес тем, что его без особых изменений можно было легко нарастить объем до 450 куб.см. Лучшими мотоциклами на базе 250 кубов были высокоэффективные модели Мach 1 1964 года и Mark 3D 1968 года. Маch 1 считается первым в мире 250-кубовым мотоциклом с максимальной скоростью 160 км/ч, а модель Mark 3D - первая в мире дорожная машина с головками Desmo.
В начале 60-х годов Fabio Taglioni был занят разработкой 1300-кубового двигателя для государственных служб США. Целью было создание близнеца Harley Davidson, но с итальянскими корнями. Результатом стал 4-цилиндровый двигатель (парные цилиндры с развалом 90 градусов), мощностью 100 л.с., названный Apollo. Однако нашлась проблема, о которой раньше не задумывались. Дело в том, достойных шин, которые могли быть использованы при такой нагрузке, найдено не было и проект свернули. Однако свои наработки Taglioni использовал в мотоцикле Ducati 750GT, на котором была установлена "половина" такого мотора объемом в 750 куб.см. В 1970 году эта модель произвела фурор, ведь при весе 185 кг он обладал 60-сильным двигателям и развилал максималку 195 км/ч. Его аналог с десмодромным приводом - Super Sport 750, развивал уже 215 км/ч и разгонялся до сотни за 3.7 секунды. С мощностью в 73 л.с., для Ducati Super Sport 750 просто не было конкурентов.
Апрель 1972 года - время самого большого триумфа Ducati, когда Paul Smart и Bruno Spaggiari победили лучших гонщиков мира на гонке Imola 200, с длиной трассы в 200 миль.
Но Fabio Taglioni на этом не останавливался, - распредвал из конических шестерен был заменен зубчатым ремнем, была усовершенствована технология изготовления цилиндров, где было использован алюминиевый сплав с никель-кремниевым покрытием вместо чугуна. Появилась и легендарная рама Ducati - птичья клетка, состоящая из труб хром-молибленовой стали, под которой располагается мотор.
У Ducati произошла серия неудач на рынке, но завод выправил положение выпуском моделей Darmah, Super Sport и MHR. 1979 год ознаменовался выпуском Ducati 500 Pantah - самого быстрого 500-кубового мотоцикла. Появились и другие версии Pantah - 600SL ( 583-кубов), 350 (349-кубов) и 650 с объемом 649,5 см.куб.
В начале 80-х годов компания переживает период кризиса, когда мотопроизводство не приносит достаточной прибыли и компания старается исправить положение производством промышленных двигателей. В 1983 году итальянское правительство заключает договор с конкурирующим и преуспевающим мото-концерном Cagiva. В планах компании была ликвидация производства под торговой маркой Ducati и изготовление двигателей для мотоциклов Cagiva. Но, как оказалось позже, братья Кастальони - владельцы Cagiva, спасли марку Ducati. В 1985 году они выкупают производство мототехники Ducati и оставляют выпуск дорожных моделей. А сама компания Cagiva занялась производством мотоциклов в стиле эндуро для путешествий на базе двухцилиндровых моторов Ducati.
Первая глобальная модернизация модельного ряда, после выхода на пенсию Fabio Taglioni и вышедшим вместо него на должность главного конструктора завода Massimo Bordi, произошла в 1985 году. Основными двигателями были 350 и 750 кубовые и вышедший позже 904-кубовый двигатели Pantah. На их базе производились одноместные спорты Ducati 350F3 и 750F1, спорт-туристы Ducati 350/750 Paso, спортисный Ducati Super Sport.
Чемпионат супербайков в 1988 году по правилам проведения предполагал участие мотоциклов, созданных на основе серийных. Компания принялась за дело, и последовала победная серия, когда мотогонщики Ducati три раза подряд с 1990 по 1992 год становились чемпионами мира.
В 1993-м году произошел дебют модели Ducati 916, которая получила консольную подвеску заднего колеса с передней подвеской в виде перевернутой вилки "телескоп" и на гоночном варианте которой англичанин Карл Фогарти (Carl Fogarty) в 1994 и 1995 гг становится чемпионом мира.
В 1992 году дизайнер Мишель Галуцци (Miguel Angel Galluzzi) создал легендарную модель Monster, которая определила образ компании следующих десятилетий. На мотоцикле был установлен двухцилиндровый V-образный мотор - потомок Pantah с двухклапанными головками цилиндров и воздушно-маслянным охлаждением. Ducati Monster выпускался с тремя вариантами двигателя 583, 748 и 904 см.куб. Мотоциклы Ducati 748 и Ducati 916 обладают более совершенным двигателем с десмо-приводом клапанов Desmoquatro (4-клапанные головки цилиндров), жидкостным охлаждением и впрыском топлива.
В 2000 году компания Ducati снова всколыхнула мото-общественность выпуском модели Testatretta. Здесь используется проверенный временем механизм Desmoquatro, но двигатель переработан заново. Каждая из частей двигателя, ради понижения веса и повышения прочности, подверглась компьютерной обработке. Размерность двигателя была изменена, уменьшен угол между клапанами до 25 град., и расчитали наилучшую форму камеры сгорания. Новая схема десмодромного двигителя уменьшает объемы головок цилиндров, облегчает обслуживание и настройку. Новый мотоцикл Ducati 996R с новым мотором обладал мощностью в 135 л.с. @ 10200 об/мин, что на 13 л.с. больше чем у предшественника - Ducati 996SPS.
Не смотря на то, что на сегодняшний день Ducati принадлежит американскому инвестору Texas Pacific Group, по духу остается итальянской, горячей и преуспевающей, а модельный ряд расширяется и пополняется новинками.