После революции Мейдзи 1867 - 1868 годов охватившая Японию пора перемен привела и к изменению культуры - в том числе музыкальной. Эту тенденцию уловил Тарагучи Ямаха (Taraguchi Yamaha), основавший компанию по производству «европейских» музыкальных инструментов «Ниппон Гакки» (Nippon Gakki). В годы Второй мировой войны Nippon Gakki выпускала детали для самолетов, и после поражения закупленное для этой цели оборудование несколько лет простаивало, пока членам совета директоров не пришла в голову мысль о вторжении на быстро растущий рынок средств личного транспорта. В качестве торговой марки была выбрана фамилий основателя фирмы, эмблема же осталась музыкальной - три скрещенных камертона.
Первый мотоцикл «Yamaha YA-1», представленный в январе 1955 года, был без особых затей скопирован с немецкого "DKV RT 125", хотя и с некоторыми изменениями (например, четырехступенчатая коробка передач вместо трехступенчатой). Одноцилиндровый двухтактный двигатель (123 см3, 5,6 л.с.) был установлен в одинарную трубчатую раму, спереди стояла телескопическая вилка, сзади - свечная подвеска. Почти сразу появилась и 174-кубовая модификация «YC-1», а через полгода мотоциклетное отделение было выделено в компанию «Ямаха Мотор Ко.» (Yamaha Motor Co.).
Уже в 1956 году 125-кубовый мотоцикл кардинально модернизировали: модель «YA-2» получила форсированный до 6,8 л.с. мотор и новую ходовую часть с хребтовой штампованной рамой, короткорычажной передней вилкой и маятниковой задней подвеской. А в 1957 году увидел свет мотоцикл «YD-1» с двухцилиндровым двухтактным двигателем (247 см3, 14,5 л.с), скопированным с немецкой модели «Адлер MB 250», четырехступенчатой коробкой передач, полностью закрытой цепью главной передачей, хребтовой рамой, передним «телескопом» и маятниковой задней подвеской.
Японский рынок хорошо воспринял мотоциклыYamaha, так что руководство компании осмелилось бросить вызов крупнейшему производителю – концерну Honda. Но топ-модель Yamaha недотягивала до соперника: недоставало динамики, слишком малой была жесткость хребтовой рамы. Поэтому в 1959 году раму усилили трубчатой передней стяжкой (модель «YD-2»), а вскоре на рынок вышла спортивная модель «YDS-1». За счет установки двух карбюраторов мощность мотора подняли до 20 л.с, мотоцикл получил пятиступенчатую коробку передач, а главное – дуплексную трубчатую раму. С этими мотоциклами в 1960 году компания вышла на мировые рынки.
Внутреннему же рынку в 1960 году в Yamaha предложили еще две новинки: скутеретту «MF-1» с одноцилиндровым двухтактным двигателем (49 см3 3,5 л.с.) и футуристический мотороллер «SС-1» (174см3, 10,3 л.с.) с автоматической гидромеханической трансмиссией, передачей на заднее колесо карданным валом и консольным креплением обоих колес. Мотороллер оказался слишком дорогим в производстве и выпал из программы уже через год, зато скутеретты завоевали популярность и после бесчисленных модернизаций сегодня выпускаются в нескольких вариантах - с 2- и 4-хтактными моторами рабочим объемом от 49 до 89 см3.
Представленная в 1961 году 125-кубовая модель «YA-5» (125 см3,10 л.с.) с дисковым золотником на впуске уже не имела ничего общего с ДКВ. Вариант 1964 года «YA-6» получил наклоненный вперед на 45 градусов цилиндр и систему раздельной смазки. Но подлинным бестселлером стал легкий мотоцикл 1963 года «YG-1» с подвешенным к штампованной хребтовой раме двухтактным мотором (73 см3, 6,5 л.с). Эта машина стала основой, целого семейства с моторами от 49 до 89 см3.
Важным этапом в развитии двухцилиндровых моделей стала представленная в 1964 году концерном Yamaha версия «YDS-3» (246 см3, 24л.с.) с системой раздельной смазки. Одновременно компания запустила в серию вариант «YM-1» (305 см3, 26 л.с). В 1967 году дебютировала более мощная (29 л.с.) и совершенная версия «YDS-5»: цилиндры из алюминиевого сплава с чугунными гильзами, династартер. На смену «YM-1» пришел мотоцикл «YR-1» (348 см3, 36 л.с). В то же время компания Yamaha начала производство 2-х цилиндровых моделей с моторами рабочим объемом 89,124 и 180 см3.
Серия «YDS» стала основой и для серийных гоночных 250-кубовых мотоциклов «TD-1», которые с успехом участвовали в клубных гонках, особенно в США. А на трассах Гран-При в 1961 году появились заводские мотоциклы с двухтактными моторами воздушного охлаждения (одноцилиндровый 125-кубовый и двухцилиндровый 250-кубовый) с дисковым золотником на впуске и легкой дуплексной рамой. Поначалу успехи были скромными, но в 1963 году появилось новое поколение мотоциклов с моторами жидкостного охлаждения. Японец Фумио Ито (Fumio Ito) занял третье место в классе 250 см3, а в следующем году англичанин Фил Рид (Phil Read) добыл для компании первый титул чемпиона мира. В 1965 году Рид вывел на трассу новый 250-кубовый мотоцикл «RD-05A» с 4-х цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения и снова стал чемпионом мира. Сходная по конструкции «четверка» в классе 125 см3 в 1967 году привела к чемпионскому титулу англичанина Билла Айви (Bill Ivy), а в 1968 году Рид победил в классах 125 и 250 см3.
Принятые ФИМ в 1968 году ограничения запретили применение таких сложных конструкций, как четырехцилиндровые моторы в классах 125 и 250 см3 Но они сыграли лишь на руку «Ямахе» - вспомним о серийных гоночных «двухцилиндровках»! В 1969 году компания вывела на рынок их модернизированные варианты: «TA-2» (124 см3, 24 л.с), «TD-2» (246 см3, 44 л.с.) и «TR-2» (347 см3, 54л.с), и в 1970 году независимый гонщик англичанин Род Гулд (Rod Gould) на серийном мотоцикле стал чемпионом мира в классе 250 см3. Всего же на этих машинах и их прямых потомках с 1970 по 1986 год было добыто 14 чемпионских титулов в классах 125, 250 и 350 см3.
Внедорожные соревнования приобрели в 60-е годы не меньшую популярность, чем шоссейно-кольцевые гонки. Это спровоцировало появление многочисленных модификаций дорожных мотоциклов, как приспособленных для передвижения по грунтовым дорогам - так называемых скрамблеров (таковыми в программе Yamaha были одноцилиндровая «70 YP-1» 1965 года и двухцилиндровая «305 YDS-3C» 1966 года). Второе направление предложили некоторые европейские компании – внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по дорогам. Объединив два направления, Yamaha в 1968 году впервые предложила рынку то, что вскоре назовут мотоциклом двойного назначения (макси-эндуро) - машину, одинаково хорошо приспособленную для передвижения по любым дорогам. Модель «DT-1» отличали обладавший гибкой характеристикой одноцилиндровый двухтактный двигатель (246 см3, 18,5 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач, очень легкая (мотоцикл весил 112 кг) и прочная дуплексная трубчатая рама, большой (240 мм) дорожный просвет и длинноходные подвески. Машина моментально стала хитом продаж, вызвала множество подражаний, а в программе самой Yamaha к началу 70-х годов значились аналогичные модели с моторами рабочим объемом от 49 до 397 см3. В 1971 году базовая «DT 250» получила модернизированный двигатель с обратным лепестковым клапаном на впуске, что позволило не только поднять мощность до 23 л.с, но и значительно улучшить характеристику крутящего момента на малых и средних оборотах. Само техническое решение известно практически с появления двухтактного двигателя, но только инженерам Yamaha удалось добиться его 100-процентной работоспособности. Вскоре практически все двухтактные моторы концерна обзавелись этим нововведением, а ныне оно считается непременным атрибутом двухтактного мотора.
Интерес к внедорожным соревнованиям привел к появлению на трассах мотоциклов японского концерна. Поначалу это были переделки мотоциклов двойного назначения, но в 1971 году дебютировал специальный кроссовый мотоцикл «DT-1 MX» (250 см3, 30 л.с). В 1973 году швед Хакан Андерссон (Hakan Andersson) принес компании первый титул чемпиона мира в классе 250 см3. В 1974 году серия кроссовых мотоциклов, получившая; индекс «YZ», уже охватывала кубатуры 8O, 125, 250 и 500 см3. На машинах 1975 модельного года появилась задняя подвеска с центральным газонаполненным моноамортизатором и треугольным маятником. Дополнением кроссовой серии стали дебютировавшие в 1973 году триальные мотоциклы «TY» и выпущенные в 1975 году спортивные эндуро серии «IT». Хотя компания Yamaha до конца 60-х годов выпускала мотоциклы только с двухтактными моторами, она вовремя уловила интерес европейских и американских мотоциклистов к большим четырехтактным двигателям. Тем более что такие силовые агрегаты не были для ее специалистов внове: фирма уже выпускала двигатели для автомобильных концернов.
В конце 1969 года Yamaha представила свой первый четырехтактный мотоцикл модели «XS-1». С одной стороны, он очень походил на классические британские мотоциклы: рядный двигатель (653 см3, 53 л.с.) с двумя вертикальными цилиндрами, трубчатая дуплексная рама. С другой же, значительно превосходил их в техническом отношении: верхний распредвал с приводом цепью, шестеренная моторная передача, 5-ступенчатая коробка передач в блоке с двигателем. Вскоре в оснащение машины вошли также электростартер и дисковый передний тормоз. Рынок воспринял новинку с восторгом, и вскоре компания выпустила еще две двухцилиндровые модели. Дебютировавшая в 1972 году модель «TX 750» получила мотор увеличенного рабочего объема и мощности (743 см3, 63 л.с), с наклоненными вперед цилиндрами и снижающим вибрацию уравновешивающим валом (впервые в мотоциклетной практике). Через год гамму дополнила модель «ТХ 500» (498 см3, 48 л.с). Она стала первым в мире с 30-х годов серийным мотоциклом, оснащенным четырехклапанными головками цилиндров.
Четырехтактные моторы были не единственным вариантом создания супербайка от Yamaha. В 1971 году компания представила на выставке в Токио два прототипа: «RZ 201» с двухроторным двигателем мощностью 68 л.с и «GL750-4» с 743-кубовым четырехцилиндровым рядным двухтактным мотором жидкостного охлаждения, форсированным до 70 л.с. Они благоразумно так и остались прототипами, хотя двухтактный двигатель стал основой для очень удачных гоночных машин классов 500 и 750 см3. Итальянец Джакомо Агостини в 1975 году завоевал для японцев первый титул чемпиона мира в классе 500 см3, а американец Кении Роберте (Kenny Roberts) побеждал в «пятисотках» три раза подряд - с 1978 по 1980 год.
Грянувший в 70-е годы топливный кризис убедил руководство компании в правильности выбранного курса, и гамма четырехтактных моделей стала стремительно расширяться. В 1975 году дебютировали сразу три новых семейства. Мотоцикл среднего класса «XS 360» получил двухцилиндровый рядный двигатель (358 см3, 34 л.с), сблокированный с 6-ступенчатой коробкой передач. Вскоре появился и его 250-кубовый 27-сильный собрат «XS 250». Мотоцикл двойного назначения «XT 500», оснащенный одноцилиндровым четырехтактным двигателем (499 см3, 30 л.с), открыл новые горизонты для этого класса. Если раньше такие машины считались способными лишь на короткие вылазки на природу, то мощный и экономичный «XT 500» быстро стал любимцем мотопутешественников. Именно эти мотоциклы принесли победы в первых ралли-марафонах «Париж -Дакар». Наконец, в том же 1975 году на смену не слишком успешному «ТХ 750» пришел «XS 750» с рядным трехцилиндровым четырехтактным мотором (747 см3, 64 л.с.) и карданным приводом заднего колеса. Лидером же модельной гаммы стал в 1977 году «XS1100» с рядным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 1102 см3 и мощностью 95 л.с; эта машина развивала скорость 220 км/ч, набирая 100 км/ч с места за 4 с.
Специалисты концерна умело прогнозировали потребности рынка, часто опережая своих соперников. Так, уже во второй половине 70-х годов компания развернула изготовление
Кастом
*
Кастом (custom)
Это ключевое слово для понятий "кастомайзинг" (customizing), "кастомайзер" (customizer), "кастом-байк" (custom bike) и т.п. означает, как известно, что-то вроде "клиент", "клиентский", или "заказ", "заказной". В принципе, смысл понятен. Речь идет о том, что не производится серийно, а строится по заказу. А если, спросите вы, аппарат строится не по чьему-то заказу, а для себя лично? В этом случае вы его заказали сами у себя. В последнее время в западной литературе для толкования термина "кастомайзинг" все чаще используется слово "персонализация". Вот это, как нам кажется, действительно в самую точку...
Еще один нюанс, когда дело касается олд-скула, правила хорошего тона требуют писать слово "кастам" на хот-роддерский манер - через "К" (kustom). Считается, что моду на такое "неправильное" (или как раз правильное?) написание ввел классик хот-роддиига Джордж Баррис, а впервые оно появилось в рекламе его мастерской, опубликованной в одном из номеров Hot Rod Magazine за 1948 год. На самом же деле корни лежат немного глубже: еще до войны братья Баррисы с единомышленниками основали в Калифорнии Kustoms Car Club. Полвека спустя, так называемая кастом-культура (Kustom Kulture), объединяющая автомобильный хот-роддинг, мотоциклетный кастомайзинг, музыку рокабилли, "сопутствующие" стили в одежде, прическах, тату, все это превратилось в индустрию и настоящий социальный феномен мирового масштаба
Источник: http://rfmcc.blogspot.com
кастомов - мотоциклов, оснащенных по американской моде высокими рулями, седлами со «ступенькой» и каплевидными бензобаками. В 1977 году увидел свет первый неоклассик - дорожный мотоцикл «SR 500», очень похожий на традиционные британские мотоциклы, но с модифицированным мотором «XT 500». Впоследствии развитием идеи стали очень популярные в странах третьего мира экономичные мотоциклы с одноцилиндровыми четырехтактными двигателями рабочим объемом 124, 185 и 249 см3. Но самая большая удача маркетологов концерна Yamaha - представленный в 1977 году «мотоцикл для домохозяек», экономичный и чрезвычайно простой в эксплуатации скутер «Пассол» (Passol): открытая сверху рама, передний щит и настил под ногами, одноцилиндровый двухтактный двигатель (49 см3, 2,3 л.с.) без коробки передач, автоматическое центробежное сцепление, кожух цепи в качестве маятника задней подвески и 10-дюймовые колеса. Модель появилась настолько вовремя, что спровоцировала взлет интереса к подобным машинам, получивший в 80-е годы название «роллерренессанс». Успех Yamaha вызвал множество подражаний, но японский концерн оставался на гребне им же вызванной волны. С 1981 года он стал устанавливать на свои скутеры автоматические клиноременные вариаторы. В 1982 году концерн выпустил первый скутер крейсерского класса «Сигнус» (Cygnus) с одноцилиндровым четырехтактным двигателем (171 см3,15 л.с). Через год стартовал спортивный скутер «Трейси» (Tracy) с двухтактным мотором (123 см3, 16 л.с.) жидкостного охлаждения. Тогда же концерн выпустил на рынок сверхпопулярный 50-кубовый скутер Jog - к 1990 году было продано 1,5 миллиона машин этой модели.
80-е годы принесли дебюты мотоциклов нового поколения - таких, как представленный в 1980 году «RD 350 LC» (в Японии - «RZ350») с двухцилиндровым двухтактным двигателем жидкостного охлаждения (347 см3, 45 л.с.) с лепестковыми клапанами на впуске, 6-ступенчатой коробкой передач, трубчатой дуплексной рамой, литыми колесами и задней подвеской с моноамортизатором. Выпускалась и его 250-кубовая 35-сильная версия. После модернизации 1982 года мотоцикл получил пространственную раму из труб прямоугольного сечения, заднюю подвеску с прогрессивной характеристикой и форсированный до 55 л.с. мотор со специальными заслонками в выпускной системе - мощностными клапанами. Такая «ракета» разгонялась до 190 км/ч, набирая 100 км/ч с места за 5 с. Но и эти достижениям померкли перед дебютировавшей в 1983 году «RD 500LC» - настоящей гоночной репликой с четырехцилиндровым V-образным двухтактным двигателем (499 см3, 87 л.с), максимальной скоростью 223 км/ч и разгоном до «сотни» за 4 с. В те же годы компания выпустила серию дорожных и внедорожных мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными моторами жидкостного охлаждения рабочим объемом от 49 до 195 см3.
Сенсационным стал дебют от компании Yamaha в 1980 году двух мотоциклов с хребтовой штампованной рамой, задней, моноподвеской, карданной передачей и двухцилиндровым V-образным четырехтактным двигателем воздушного охлаждения: стилизованный в американском духе «XV 750 Спешл» (Special, 748 см3, 60 л.с.) и классический «XV 1000 TR-1» (981 см3, 70л.с). «Классика»» быстро исчезла из гаммы, а вот американизированная модель положила начало чрезвычайно популярному семейству круизеров, которое с 1981 года несет название «Вираго» (Virago) и охватывает модели с моторами рабочим объемом от 535 до 1063 см3. В 1987 году семейство дополнила модель с технически подобным двигателем (248 см3, 23л.с), цепной передачей на заднее колесо и трубчатой дуплексной рамой. Спустя еще десяток лет появился и 124-кубовый 10-сильный вариант.
Семейство «XZ», представленное в 1981 году, также имело двухцилиндровые V-образные четырехтактные моторы жидкостного охлаждения, но технически более изощренные - с двумя распредвалами и четырьмя клапанами в каждой головке. В 552-кубовом варианте такой двигатель развивал 64 л.с, в 398-кубовом - 45л.с. Но дорожно-спортивные мотоциклы с этими моторами не имели большого успеха и к середине десятилетия сошли со сцены.
Куда больший успех выпал на долю дорожно-спортивных мотоциклов с новыми четырехцилиндровыми рядными двигателями воздушного охлаждения, с двумя верхними распредвалами и 4-х клапанными головками цилиндров. Эту серию открыл в 1979 году мотоцикл «XJ 650» (653 см3, 73 л.с, 195 км/ч). Через год появились варианты с моторами рабочим объемом 398, 528 и 748 см3. Две «младшие» машины имели цепную главную передачу, две «старшие» - карданный вал. В 1981 году компания Yamaha представила версию 653-кубового аппарата, у которой за счет турбонаддува мощность двигателя была увеличена до 85 л.с «XJ 650 Турбо» отличался также большим обтекателем, закрывающим переднюю часть мотоцикла. В 1982 году дебютировала версия «XJ 900» (853 см3, 97 л.с.).
Два мотоцикла туристского характера концерн представил в 1983 году. Спортивно-туристский «FJ1100» имел четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения (1097 см3,125 л.с), полу-обтекатель с большим ветровым стеклом и спойлер. Люкс-турер «XVZ 12TD Венчур» (Venture) был оснащен четырехцилиндровым V-образным мотором жидкостного охлаждения (1198 см3, 97 л.с), закрывающей большую часть машины облицовкой, тремя багажными кофрами, стерео магнитолой и бортовым компьютером. В форсированном до 145 л.с. виде этот же двигатель прописался в шасси появившегося в 1984 году мотоцикла V-Max невероятной смеси круизера и драгстера. На этом приключения мотора «V-4» не закончились. В дефорсированной до 74 л.с. 1294-кубовой версии он оказался в шасси классического круизера «XVZ 1300A Роял Стар» (Royal Star) 1995 года, а через три года, в 97-сильном варианте - в его туристской версии «XVZ 13TF Роял Стар Венчур».
Новую концепцию дорожно-спортивного мотоцикла концерн Yamaha продемонстрировал в 1984 году. Модель «FZ 750» имела рядный 4-х цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения (749 см3, 100 л.с), впервые в мотоциклетной практике оснащенный 5-клапанными головками цилиндров. Стальная рама была выполнена из труб прямоугольного сечения, задняя подвеска - с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой. Логическим продолжением этой схемы стала дебютировавшая в 1986 году серия «Генезис» (Genesis): спортбайки с обтекателем типа «Гран При» и выполненной из алюминиевого сплава диагональной рамой системы «Дельтабокс». Модель «FZR 750» получила мотор своего предшественника без особых изменений, а версия «FZR 1000» - двигатель рабочим объемом 989 см3 и мощностью 135 л.с. Через два года 1000-кубовую версию оснастили регулируемой выпускной системой, что позволило поднять мощность до 145 л.с
Конструкторы компании Yamaha отличаются завидным умением создавать жизнеспособные гибриды. Достойны упоминания первый внедорожный скутер «BW'S» 1988 года, мотоцикл на широкопрофильных шинах-катках «BW 200N» 1984 года, симбиоз спортбайка и эндуро «TDM 850» 1990 года, соединяющий шасси классического мотоцикла со спортбайковским мотором «FZS 600 Фазер» (Fazer) 1997 года. Технологическим прорывом для Yamaha стал в 1992 году туристский мотоцикл «GTS 1000» с рамой в виде греческой буквы «омега», рычажной передней вилкой с раздельными механизмами управления и подрессоривания, оснащенным впрыском топлива четырехцилиндровым двигателем (1002 см3, 100 л.с). Вышедший на спортивные трассы в 1997 году мотоцикл «YZ 400F» впервые после долгого перерыва вывел четырехтактный мотор в победители мирового первенства по мотокроссу. А представленный Yamaha в том же 1997 году спортбайк «YZF-R1» стал эталоном в своем классе: компактное шасси (масса мотоцикла - всего 177 кг) и четырехцилиндровый двигатель (998см3,150л.с).
Сегодня компания Yamaha располагает сетью из 60 заводов, расположенных в 45 странах мира, и занимает второе место в мире по производству мототехники.